Цитата(Dotsent @ Jul 30 2007, 01:49 PM)
.Морепродукти не возмойно кроме чешуйчетой.
Цитата(FuadVonFire @ Jul 15 2007, 02:18 PM)
У суннитов эщё кебин сёхбети нету и все морепродукты кушать можно. У шиитов только рыбу с чешуёй. Помогите с этом вопросом, те которые в этом разбираются.
Вопрос. Хотел бы спросить относительно морских животных и рыбы. Слышал, что те, которые с чешуей употр...ть в пищу можно, а те, что без чешуи – нельзя. Так ли это?
Ответ. Что касается постоянных обитателей моря, то рыбы всех видов и форм разрешены, в чем согласны все исламские богословы без исключения. При этом богословы-ханафиты считают, что только рыба.
Специальной формы умерщвления рыбы или формы приготовления ее не существует.
Что касается морских животных, то богословы-ханафиты считают их непригодными к пище (харам). Ученые данного мазхаба говорят: "Все то, что помимо рыбы, например, лягушки[1], раки, змеи относится к "хаба’ис", то есть дурному, мерзкому, что в свою очередь запрещено Священным Кораном (см., 7:157)"[2].[3]
Все остальные богословы (маликиты, шафииты и ханбалиты) считают, что "все морские животные, включая рака, морских змей, а также морских собаку или свинью, употр...ть в пищу можно (халяль) и при этом без какого-либо специального ритуала. Независимо от того, были ли они убиты или умерли своей смертью. Исключением является лишь то, когда туша уже начала разлагаться, и есть опасение отравиться".[4] Имам Малик (712-795) говорил о нежелательности (макрух) употребления в пищу морской свиньи, так как она называется свиньей, которая, в свою очередь, запрещена кораническим текстом. Богослов ал-Лейс ибн Са‘д (712-793) однозначно утверждал о невозможности приема в пищу мяса морского человека[5], который – если таковые и появятся – все равно человек, а также о невозможности приема в пищу мяса морской свиньи, которая все равно свинья.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, можно ли употр...ть в пищу рыбу, которую умерщвляют в море взрывом? Считается ли такая рыба мертвечиной и соответственно харамом? Можно ли употр...ть в пищу раков и креветки? Заранее благодарю.
Ответ. Когда у Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: "Вода морская пригодна для омовения и то, что умерло в море – халяльно [разрешено для употребления в пищу]".[6] В Священном Коране также есть следующий смысл: "Разрешено для вас [всех] рыболовство и употребление в пищу его результатов" (см., Св. Коран, 5:96). В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, находясь долго в пути, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, Пророк Мухаммад поинтересовался: "У вас осталось что-нибудь от этого мяса, для того, чтобы угостить нас?" Сподвижники ответили положительно и угостили Пророка.[7]
Обитателей моря, убитых взрывом[8] или иным способом, в полной мере разрешается употр...ть в пищу. Мертвечиной это категорически не является, так как Сунной четко обозначено, что умерщвление обитателей моря не ограничено рамками какого-то специального ритуала, в отличие, например, от животных, обитающих на суше. Запрет на употребление подобной пищи может касаться только случая, когда началось гниение продукта и очевидно отравление.[9]
Сам я[10] сторонник того, что все, постоянно живущее в воде, является разрешенным (халяль).
Вопрос. Разрешено ли употр...ть в пищу рыбу, которая умерла уже в море, например, в сетях?
Ответ. Богословы-ханафиты считают, что рыба, умершая своей смертью и плавающая уже вверх брюхом, не пригодна к употреблению в пищу. Во всех других случаях – пригодна.[11] Все остальные богословы берут в качестве критерия в данном вопросе начало разложения, от которого может произойти отравление.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] К Пророку Мухаммаду однажды пришел врач и спросил о позволительности приготовления лекарства из лягушки. Пророк ответил на это запрещенностью убивать ее (хадис от ‘Абдурахмана ибн ‘Усмана; св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, Ахмада, аль-Хакима и др.). Богословы-ханафиты говорят: "Запрет на убийство может быть по двум причинам: или почитание и уважение, как это в ситуации с человеком (см., Св. Коран 17:70), или по причине запрета употребления того или иного в пищу. А так как лягушка не является столь почитаемой, запрет на убийство ее несет в себе скорее смысл запрета на ее употребление". Так считают все, кроме богословов-маликитов, которые говорят о разрешенности употребления в пищу лягушек, так как явный запрет отсутствует. См.: Аз-Зайля‘и Д. Насб ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов книги "Аль-хидая"]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 4, с. 201; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 507, 679.
[2] Обоснование в данном случае косвенно. Однозначного запрета в Священном Коране или Сунне нет. Такого рода каноническое заключение, сделанное на основе иджтихада, может быть изменено с течением времени, а также зависит от обычаев, традиций и географического месторасположения. То есть, например, если муфтий-ханафит одного из европейских городов или областей даст заключение, что таких-то морских животных можно употр...ть в пищу, так как отсутствует в Коране или Сунне явный запрет, и для людей данной местности эти морские животные не являются омерзительными, то местные мусульмане без угрызения совести могут спокойно употр...ть данных морских животных в пищу.
[3] Подробнее см.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 306, 307; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.], т. 2, с. 514, 515.
[4] Богослов и наш современник Вахба аз-Зухайли считает в данном вопросе мнение большинства более верным. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679-680.
[5] Если такой, постоянно живущий в море человек, и был бы, то все равно он – человек, который почитаем, как наилучшее Творение Господа.
[6] Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 40, хадис № 69.
[7] См.: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4, с. 204.
[8] Здесь можно говорить о гуманности, законности или, например, о бережном сохранении природных ресурсов. Ведь далеко не вся рыба, оглушенная взрывом, вылавливается и идет на пользу людям.
[9] Есть некоторые богословские разногласия в вопросе морских животных. Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 54, 55.
[10] Безусловно, по результату подробной вычитки данной темы из разных богословских источников.
[11] Богослов ханафитского мазхаба ‘Абдуль-Барр, уточняя, сказал: "Все рыбы, что умерли по какой-либо внешней причине, внешнему воздействию употр...емы в пищу. Те, что умерли сами по себе [и уже плавают брюшком вверх!] – не употр...ются в пищу". См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух: В 8 т. Т. 3, с. 679.
--------------------------------------------------------------------------------
http://www.umma.ru/fetva/599/
Edited by Bazooka, 04 August 2007 - 03:34 PM.