Проведение праздника весны означает встречу нового года, первого дня весны. Первый день весны же основан на календаре, созданным в соответствии с годичным вращением солнца.
По мнению ученых история этого праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и другие развлечения. Происхождение праздника Новруз также часто связывают с древней религией азербайджанцев - зороастризмом.
Существует множество источников, в которых содержатся различные версии о происхождении Новруза. (Первый письменный источник по истории Новруза относится к 505 году до н.э.).
Исламские деятели все время пытались придать Новрузу религиозный оттенок. Доисламское происхождение Новруза подтверждали прославленные просветители Востока Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн-Сина (Авиценна), Низами, Саади, Хафиз, Джами. Среди письменных памятников об истории ихарактере Новруз байрамы особое место занимают "Сиясет-наме" Низами Аль-Мулха, "Новрузнаме" Омара Хайяма, "памятники минувших поколений" Абу Рейхань Аль Бируни. Некоторые авторы относят рождение Новруза к VI - Vстолетиям до н.э., другие к X - IX столетиям до н.э.
В советское время Новруз Байрамы праздновался неофициально, так как советская власть запрещала отмечать этот день и даже преследовала за его празднование. Тем не менее многие годы в каждой азербайджанской семье отмечали Новруз Байрамы, сохраняя вековые традиции.
Праздник весны - Новруз, являющийся днем, с которого ведет свое начало это время года, т.е. время пробуждения природы, азербайджанский народ всегда отмечает в форме торжественного обряда. Широко повсеместная подготовка к проведению праздника начинается за месяц раньше срока его наступления.
Каждая из предстоящих четырех недель - а вернее, четырех сред - посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. По народным представлениям, ветер был сильнее всех начал, т.е. огня и земли.
Самой важной среди этих сред считается последняя - ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями, которые охватывают все сферы жизни народа и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и обществу в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды.
Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым. Во всех домах накрывали праздничный стол - варили плов, пекли сладости (пахлава, шекербура, шекерчурек, шоргогал, бадамбура и другие) и готовили всевозможные лакомства. На праздничном столе обязательно должна была стоять парздничная хонча. Посреди хончи обычно ставили сэмэни, а также по свече на каждого члена семьи, крашеные яйца, и обязательно на столе должно было быть семь видов еды. В этот день каждый должен был находиться у себя дома. И только детям разрешалось посетить родителей и опять вернуться к себе домой.
Этот день был насыщен выполнением различных обрядовых действий, игр. Наиболее распостраненным было исполнение песен, ярко отражающих характер народа. На празднике широко использовались почти все жанры устного народного творчества: разговорный - рассказы, сказки, дастаны, лэтифэ мэсхэрэ и др.; театральные действия - пантомима, канатоходство, скачки, зорхана, хороводы и др. Среди них особо выделялись обряды "Хыдыр Ильяс" - символ плодородия и цветения, "Кес-Кеса" - площадная шуточная игра - символ наступления весны и вэсвихал - гадание и др.
Очень интересные обычаи связаны с огнем и водой. Будучи колыбелью огнепоклонничества, Азербайджан обладает богатейшими традициями, связанными с огнем, который также считается средством очищения. Широко распространено разжигание праздничных костров на улицах, крышах домов, возвышенностях, а перепрыгивание через костер в последнюю среду перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека независимо от пола и возраста. Принято либо прыгать через один костер семь раз, либо по одному разу через семь костров. При этом произносятся слова: "Сарылыгым сене, гырмызылыгын мене", что в смысловом переводе означает: "Все мои невзгоды - тебе, а твою радость мне". При этом ни в кое случае нельзя заливать огонь водой. После того, как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают за селением или на дорогу. Это как бы символизирует, то что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены за пределы дома.
Отношение к воде, как очищаеющему средству основано на ее реальном свойстве. Обрядовые действия, связанные с культом воды, имели широкое распространение в новогодних праздествах в Азербайджане. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Имел место и такой обычай, когда члены семьи в последнюю ночь старого года обрызгивали друг друга водой перед сном. В нрочь на последнюю среду, согласно народным поверьям, проточные воды якобы останавливались. Все, кто находился на берегу реки, поклонялись воде. Деревья также в этот день наклонялись к земле. Если кто-нибудь пил воду из весеннего паводка (селдэн), то на Новый год освобождался от всех болезней.- таково было поверье народа.
Апогей парздника наступал в день Новруза, в это день старый год, уходя, сдавал свои полномочия году новому. В этот момент по давно установившемуся обычаю открывали огонь из пушек и винтовок, т.е. производили салют в честь Новруза, носивший название "новрузун топу атылды" (выстрел пушки Новруза). Говоря о бытовании этого обычая среди азербайджанцев, Н.Дубровин еще в XIX веке отмечал: "Наступление Новруза возвещали обыкновенно во всех концах города или селения ракетами и выстрелами". Участник новогодних церемоний у азербайджанцев Шемахи Адам Олеарий в 1637 году писал: "Астролог часто вставал из-за стола и своим гномоном наблюдал высоту солнца, смотрел на свои часы и, таким образом, ждал момента, когда солнце достигнет точки равнения дня с ночью когда наступила ожидаемая минута, он громко объявил: "Новый год наступил" сразу открыли пальбу из пушек. На стенах и башнях города играла труба (гараней), били в нагару, и, таким образом, начался весенний праздник".
Много внимания азербайджанцы уделяют и подготовке праздничного стола. На столе на столе должно было быть семь видов блюд, название которых начинается с буква "с". на столе должно быть сумах, сюд - молоко, сирке - уксус, семени, сабзи - зелень, сунчуд и т.д. Кроме перечисленных блюд на стол ставят зеркало и свечи, над зеркалом крашеное яйцо. Все имеет символическое значение: свеча - это свет или огоь, который оберегает человека от злх духов; зеркало - символ ясности.
По традиции, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома. В народе говорят: "Если в праздничный день не будешь дома, будешь семь лет скитаться". Как правило, в дни праздника наружные входные двери не запирали. В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя: погасший огонь - признак несчастья.
Отмечая Новруз, крестьяне определяли, каким будет год: сухим или дождливым, урожайным или нет. По традиции, первый день Новруза считался весной, второй - летом, третий - осенью, четвертый -зимой. Если первый день проходил без осадков, без ветра, то предполагалось, что предстоящая весна будет благопрятной для сельскохозяйственных работ. Наоборот, если в это день шел дождь, было пасмурно, то и весна ожидалась такой же. В последующих три дня определяли также предстоящее лето, осень и зиму.
Радостный, веселый праздник Новруз! Вобрав в себя разнообразные обычаи, представления, игры, песни, он был и остается духовным богатсвом нашего народа.
Сегодня Ахыр Чершенбе , Так хочу всех родные мои поздравить с праздниками , пожелать всем от души здоровья , счастья , любви , благополучия и всего того чего пожелали бы сами себе!
Будьте , всех люблю , всех целую!